Мемасики и революция

Незаметно для нас выросло поколение младореволюционеров. О них хорошо написано во втором номере «Радикальных мечтателей». Но мы предлагаем поговорить не о них в целом, а о правильных методах борьбы и продвижения в массы.

Соцсети давно играют в нашей жизни значительную роль. Многие из нас буквально живут там. Что уж говорить о молодежи, для которой этот дивный новый мир уже родной. Потому, неудивительно, что путь того или иного младореволюционера начинается с того, что он создает или подписывается на тематическое сообщество, где публикуются материалы, координируются совместные действия и обсуждаются теоретические понятия. И, конечно же, публикуются мемчики по теме.

Мемы составляют значительную часть контента соцсетей. В самом деле, это сложное и интересное понятие, введенное Докинзом. Но мы говорим о многочисленных картинках и комиксах с подписями. Потому, чтобы не путать эти вещи с докинзовскими мемами, мы здесь и далее будем называть их мемчиками или мемасиками.

Казалось бы, они, при всей своей несерьезности и кривости, являются мощным оружием в информационной войне. Но практика показывает иное. Увязнув в мемчиках, то или иное протестное сообщество или деградирует, или медленно гниет в болоте, иногда булькая пузырями. Что представляет из себя типичный мемасик? Это картинка с подписью или мини-комикс. В обоих вариантах в качестве бэкграунда используется некая популярная в сети картинка, скрины с какого-либо видео. Это же справедливо и для комикса.

Сутью мемасика является новое обыгрывание той или иной ситуации, изображенной на картинке. Поскольку вариантов может быть великое множество, то один и тот же шаблон может породить практически бесконечное количество мемчиков. Если же при этом слегка отфотошопить бэкграуд, то можно умножать полученные цифры на два. Суть любого мема в совмещении двух смыслов. Бэкграунд содержит отсылку к какому-либо популярному явлению в соцсети вообще. Подпись уже является отсылкой к чему-то более важному для конкретного сообщества. Таким образом мы видим локализацию глобального понятия, адаптацию универсального символа для внутренних нужд сообщества.

То есть, для правильного прочтения мемасика нужно: вхожесть в глобальную культуру соцсети, а так же знание первоисточников, на которые ссылается надпись. То есть, за каждым мемчиком стоит большой пласт вполне осмысленных текстов.

Например, чтобы правильно понять эту картинку нужно понимать, что это отсылка к шаблону с Дональдом, который заходит в некое здание, вернувшись говорит, что всё плохо. Кроме того, нужно знать, кто такой Александр Тарасов и быть хорошо знакомым с множеством его статей, посвященных критике современного левого движения.

Таким образом, мы имеем дело со своего рода этикетками. Конечно, они могут придать законченный вид бутылкам с нашим зельем, привлечь внимание новичков, но сами по себе они бесполезны. А если их отклеить, они и вовсе лишаются какого-либо смысла. Конечно, многие мемасики вышли за пределы сети, например «Карл!» или «Нельзя так взять и…». Но вышли не сами мемчики, а просто catch-фразы, связанные с ними. Иначе говоря, в реальный мир, в основном, просочились слова. И это неудивительно. Попробуйте словами пересказать содержимое мемасика, донести его смысл до человека не в теме. Да и в теме тоже. Вы потратите кучу времени, и мы гарантируем, результат не даст того эффекта, чем, если бы собеседник его увидел.

Но проблема не только в невозможности передать картинку. А в том, что мемчик служит цели ускорения коммуникации между людьми, которые обладают неким общим знанием, общей культурой или субкультурой. Но это прекрасно работает внутри этого сообщества, для тех, кто снаружи, абсолютно непонятно. Упор на мемчики делает сообщество все более закрытым и инцестным, все больше подобное сообщество начинает напоминать междусобойчик. Апофеозом этого является новый уровень вложенности, когда мемасики становятся отсылками не к большим темам и образам, а к другим мемасикам, или вовсе обыгрывать происходящее внутри сообщества, например шутки про админов или упоминание каких-то событий и особенностей отдельно взятой тусовки. Нечто похожее было в КВНе, когда стали традицией шутки про ведущего и членов жюри.

Но главное даже не это. Мы уже указывали, на вторичность и третичность мемасика по отношению к образам, к которым он отсылает. Мемчик способен отослать к чему-то, но не более. Это тот самый постмодернизм, которому мы объявили войну. Сущность, не способная породить ничего нового. Их использование напоминает известную шутку о сообществе, где все так часто рассказывали друг другу анекдоты, что знают их наизусть. И чтобы сократить время, они их все пронумеровали и просто перекидываются между собой их номерами.
Конечно, полностью отбрасывать мемасики тоже нельзя. Мы помним, как фразы «Денег нет» , «Партия Жуликов и Воров» или «Как поплавали» благодаря мощному форсу превращались в оружие посильнее булыжника. Но это тактика, стратегия же более сложна и долгосрочна. Наша цель — не бессмысленный и бесконечный бунт. Если все-таки привлекает именно он, то да — мемасики в сети, партаки, значок анархия это наше всё. Зачастую многие понимают борьбу, как демонстрацию среднего пальца представителю власти или клик на поднятый палец под протестным демотиватором. Да, и за то, и другое сейчас можно попасть в тюрьму. Но смысл революции не в разбитии витрин и окон, а в разработке радикальной альтернативы существующей системе.

Следовательно, для сопротивления нужна неустанная работа мысли, неустанная работа над собой, если, конечно, ваша цель победа над старым миром, а не бегство от него. Если вы просто хотите спрятать голову в песок, то мемасики то, что доктор прописал. Если же вы имеете далеко идущие планы, то весь этот информационный мусор только мешает, сбивает с пути. Слово, даже самое неотесанное, рождает мысль, заставляет работать голову, заставляет мысленно искать решения, ответы на вопросы. Мемчик ничего подобного дать не способен. Он своего рода ментальный фастфуд, мгновенно усваивается, но ничего толком не дает.

Ещё мем шаблонен. Сам процесс его создания сводит творчество к минимуму. Нужно просто подставить в тот или иной шаблон нужную фразу и, возможно, что-то исправить в картинке. При работе со словом, творчество практически не ограничено. Даже пара абзацев своих мыслей даст для саморазвития гораздо больше, чем самый смешной и удачный мемчик. Попробуйте, это не сложно. Понятно, что ведя сообщество, выдавать каждый день уникальный текст невозможно, но начните с подводки к чужим текстам, интересных вам. Мемасики же смогут послужить прекрасным дополнением к вашим мыслям, и при таком раскладе никак не их заменой.

Это научит вас грамотно работать со словом, это даст множество мыслей, которые в какой-то момент сложатся в нужный нам паззл. Революционеры всегда создают свое культурное поле, именно на нем взращиваются те идеи и проекты, которые вы готовы предложить обществу. Если вы засадите его мемчиками, к вам набежит поначалу много обывателей в поисках развлечений. Но среди них не будет революционеров. Будут просто скучающие мещане, которые покинут вас при первом же шухере. И уж точно не пойдут за вами, в случае, когда придет долгожданная эпоха перемен.

Если засадите словами и мыслями, людей придет гораздо меньше, но каждый из них будет стоить десятка обывателей. Наше главное оружие — слова. Ёмкие, хлесткие и беспощадные. Они умеют разить, как пули. Мемчики же в большинстве случаев не опаснее пластиковой пульки, конечно могут попасть случайно в глаз, но в целом не опасны.
Конечно, можно повернуть так, что увлечение мемчиками не причина стагнации сообщества, а следствие. Причина же в том, что развитие остановилось. И все эти смешнявки призваны заполнить образовавшуюся пустоту. Послужить закадровым смехом в довольно унылом шоу. Мы полагаем, что тут мы имеем дело с диалектическим единством пустоты и мемасиков, их неразрывной взаимосвязью.

Потому, если вы начинающий революционер, зашли в протестное сообщество и увидели там кучу демотиваторов, смешных картинок и комиксов, мы советуем бежать. Ибо вы увязнете в болоте, не успев сделать первых шагов.

Кирилл Кладенец
Кирилл Кладенец
Раздели боль:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.