«Пассажиры»: экзистенциальная мелодрама

Фильм «Пассажиры» вышел в конце 2016 года. Его немало ругали, немного хвалили, в целом сходились во мнении, что авторы фильма, использовав большое количество интересных и неизбитых идей, не довели их до конца, не смогли в полной мере раскрыть их потенциал. Это так. Рецензенты утонули в разных деталях, как актерская игра, светские сплетни о Дженифер Лоуренс, сюжетные нестыковки. Из-за этого они не смогли увидеть главного. Им указывали на звезды, а они смотрели не туда, а на указующую руку. Несмотря на все дыры и недочеты, фильм очень хорош. Сейчас попробую объяснить почему.

Фильм состоит из трех основных частей и мотивов. Тема одиночества в космосе, мелодрама и героическая развязка. Мелодрама является главным мотивом. Казалось бы, все довольно банально, но благодаря сюжетным особенностям, благодаря тому, что из взаимоотношений двух людей выброшено все лишнее, все что отвлекает нас от самой сути, вышла экзистенциальная драма, затрагивающая важнейшие вопросы нашего бытия.

Итак, в космосе летит космический корабль «Авалон». На его борту члены экипажа и несколько тысяч пассажиров. Корабль летит 120 лет к новой планете, где пассажиры должны стать колонистами. На время полета все погружены в гибернационные капсулы, корабль летит на автопилоте. Но по пути происходит сбой, одна из капсул открывается раньше времени. Человеком, которому не повезло, оказывается механик по имени Джим, простой парень, который не смог найти себя в мире торжествующего неолиберализма. На новой планете нужны люди, не утратившие технических навыков, не ставшие одномерными обывателями. Таким, как Джим сделана скидка на билет, правда доступ к ресурсам корабля самый минимальный, ему положены самый дешевый суррогатный кофе на завтрак и какой-то безвкусный питательный брикет. Но его бы это вполне устроило, ведь он летит на другую планету ради того, чтобы быть там нужным. Быть востребованным. Построить своими руками дом. Стать кем угодно, там, на фронтире. Как сказал один из солдат удачи в интервью, «переломить свою судьбу».

Но этим надеждам не суждено сбыться. Его капсула открылась, он единственный кто проснулся на корабле, а меж тем, до колонии лететь ещё 90 лет. Герою предстоит всю свою жизнь провести на корабле, и не дожить до того момента, когда корабль достигнет нового мира. Страшнее всего, что всю свою жизнь, Джиму предстоит провести в одиночестве.

Сначала Джим пробует исправить ситуацию. Он пытается прорваться в отсек для экипажа и рубку управления, но те надежно защищены от вторжения извне. Пытается известить Землю о своей беде, но его сообщение будет туда идти более 50 лет. Он пытается вернуться в состояние гибернации, но для этого нужно специальное оборудование, что осталось на Земле, капсулы способны лишь поддерживать это состояние. К тому же нет практической инструкции, как это сделать, ведь сама технология защищена жестким копирайтом.

И ему не остается ничего, как попытаться жить здесь и сейчас. Джим пытается всячески развлечь и отвлечь себя: алкоголь, игры, даже прогулки в открытом космосе. Но все это не помогает. Только глубоко ущербный психически человек может обойтись без кого-то Другого. Без общества, пусть даже хотя бы одного человека, мы не вполне полноценны, мы не вполне можем стать сами собой. Мы сбываемся, мы реализуемся лишь благодаря Другим, тем кто может увидеть нас со стороны, может доказать нам самим, что мы объективно существуем. Мы вообще способны быть индивидуумами, только отталкиваясь от кого-то другого. Робинзон не стал бы тем самым Робинзоном, если бы не встретил Пятницу. Он постепенно бы сошел с ума, лишился своего Я.

Да, в баре есть андроид-бармен с идеальными манерами и британским акцентом по имени Артур. Но разве может робот заменить человека? Он лишь говорит Джиму то, что тот хочет сам услышать. Он не способен даже понять, почему главный герой проснулся раньше других, ведь такого никогда не было, а значит не может быть. От такого противоречия он даже немного подвисает, к счастью обывательская вежливость возвращает его к норме. Артур, кажется, и введен как персонаж, чтобы ещё больше подчеркнуть одиночество главного героя. Дело даже не в том, что Джим обвиняет Артура в том, что тот не способен чувствовать. Артур не способен в полной мере понять Джима. Ведь и в обычной жизни, у нас может быть семья, могут быть друзья и коллеги. Но так ли они отличаются от вежливого андроида, который и сам не знает зачем он натирает свои бокалы? Способны ли они понять нас, по-настоящему сопереживать нам? Да, все они могут быть приятными во всех отношениях людьми, и даже время от времени выдавать заранее записанную житейскую мудрость, но способны ли они оценить всю глубину вашей личной трагедии? Важной особенностью настоящего друга является способность если не максимально понять моё Я, то хотя бы позволить своим существованием этому Я раскрыться. А для этого нужно быть не просто встречным на пути, а попутчиком, идущим в том же направлении.

И вот, когда Джим готов уже убить себя, он споткнувшись о пустую бутылку, видит в одной из капсул девушку по имени Аврора. И безнадежно влюбляется в неё. Он находит данные по ней в каталоге корабля и узнает, что она журналистка и писательница. И она тоже, такая же лишняя на Земле, как и Джим. Да, она богата, вращается в богемной тусовке и казалось бы, зачем ей этот другой мир. Но, она хочет стать настоящим большим писателем, а для этого прожить уникальную, непохожую на другие жизнь, побывать там, где мало кто бывал, оказаться на фронтире. Но лишь для того, чтобы вернуться на Землю 250 лет спустя и застать новый мир там, откуда она улетела.

Джим встает перед сложной дилеммой: если он её действительно любит, готов ли он ради своего эгоистичного желания разбудить её, обречь на ту жизнь, на которую обречен он сам. Он долго колеблется, отговаривает себя, но ничего поделать с собой не может. Тут можно было бы предложить такой сюжетный ход, что Аврора так и осталась бы для Джима виртуальным образом, подобно Дульсинеи для Дон Кихота. Но было бы это правдивым? Джим все-таки обычный человек, просто попавший в необычные обстоятельства.

Он пробуждает её ото сна. Но убегает от капсулы, представляя дело так, что Аврора проснулась тоже в итоге неисправности. С этого момента и начинается мелодрама, сделанная вполне по канонам своего жанра, несмотря на непривычный антураж. Эти сюжетные находки и делают этот сюжет неизбитым и затрагивающим важные вопросы, которые в обычных мелодрамах обычно затушевываются, теряются в разных мелочах и деталях. Здесь два человека, которые никогда бы не встретились при обычных обстоятельствах, но так ли случайна эта встреча, если даже скинуть со счета то, что Джим пошел на это сознательно? Они действительно так не похожи во всем, начиная от классовой принадлежности, заканчивая характером, но есть у них нечто общее. То самое стремление прожить жизнь востребованными, быть не просто обывателями, но героями.

Обман Джима раскрывается. На годовщину их встречи и начавшегося романа, Артур рассказывает Авроре о том, как она на самом деле проснулась. Происходит классическое испытание влюбленных, как главный конфликт в мелодраме, чтобы они через изменения, через катарсис воссоединились вновь. Но в данном случае в основе сюжетной линии лежит эгоистическое желание Джима не оставаться одному в этой ситуации. Как говорит Аврора, он по сути идёт на убийство. Редко какие сценаристы и драматурги способны адекватно разрешить этот конфликт, потому идут на некий отвлекающий маневр, на некое событие, которое заставляет забыть бывших влюбленных о конфликте и воссоединиться. Такое событие происходит, но к чести авторов фильма, оно лишь помогает героям осознать себя и свои желания, но не уйти от ситуации, а сделать окончательный выбор.

Такой ситуацией является очередная порция сбоев, в результате которых пробуждается новый персонаж, член экипажа Гас Манкузо. Гас говорит, что корабль глубоко неисправен, раз произошли такие внештаные ситуации, и нужно поскорее выяснить причину произошедшего, поскольку корабль рискует из-за этого не долететь до места назначения. Камера Гаса повредилась гораздо сильнее, по сути он очнулся уже глубоко больным. Потому он, дав доступ героям во все отсеки корабля и наказав непременно починить корабль, умирает. Казалось, бы это идеальная ситуация для примирения и воссоединения героев. Но мы видим, что Аврора простила Джима ещё до этих событий, к этому добавляет свои мысли Гас, который осуждает то, что сделал главный герой, но в то же время признает, что утопающий не действует сознательно, хватая и утаскивая с собой ближайшего человека.

Тут ещё один интересный момент с нашей сознательностью. Как говорил ещё Къеркегор, большинство из нас в течении жизни спят, подобно тому как спит извозчик, которого везет лошадь. Так и со всеми прочими пассажирами и членами экипажа. Они спят и не видят, что происходит с их кораблем, полностью доверяя системе. Меж тем, именно разного рода изгои, маргиналы, сумасшедшие это те, кто пытаются пробудить общество от этой спячки, чтобы все увидели масштаб происходящей катастрофы. И тут уж не просто моральный выбор, стоит ли будить кого-то ещё, тут вопрос стоит ли жить тяжело, но сознательно или счастливо, но пребывая во сне. Эта та самая дилемма с красной и синей таблеткой из «Матрицы». Просто в том фильме герою давали право выбора, главное преступление Джима состоит в том, что он не дал Авроре такого выбора, решил за неё сам. Впрочем, не стоит забывать, что путь большинства героев начинается с того, что они так или иначе нарушают правила. Если уйти и остаться незапятнанным, чистым, невозможно изменить реальность. Орест из пьесы Сартра «Мухи» гарантирует это.

Впрочем, в героическом финале авторы дали ему шанс на искупление. Джим, рискуя собой, спасает корабль от гибели. И гибнет сам. В самом деле, я тут обрадовался, что Голливуд отошел от своих клише и страсти к хэппи-эндам. Было бы весьма неплохой развязкой, если бы герой действительно умер, спасая других и перед Авророй стала ровно та же дилемма, что некогда перед Джимом: жить в одиночестве, убить себя или разбудить кого-то ещё. Но Голливуд есть Голливуд. Аврора с помощью медкапсулы возвращает Джима с того света. Не лучшее решение, но в защиту этого сценарного хода, могу сказать, что оба героя заслужили хэппи-энд. Они оказались не просто болваниками, что протащили по сюжету от завязки к кульминации. Они изменились, превзошли самих себя, пережили искренний катарсис и вернулись из своего путешествия немного иными. Более сильными и мудрыми. Это по Кэмбеллу и отличает героев от всех остальных. И наши герои, стали героями не номинально, они прошли положенные им испытания.

В конце Джим дает право выбора Авроре. Оказывается, в медкапсуле, если войти в её интерфейс с админскими правами, есть возможность для гибернации человека. Правда, всего одного. И Аврора делает свой выбор. И остается с Джимом на спящем корабле. После всего того, что произошло, она не могла ведь вновь стать просто спящей обывательницей. Увидев воочию красный гигант Арктур и другие чудеса космоса, можно пожертвовать сытой и спокойной жизнью без сознания.

Конечно, с такими идеями можно было бы лучше поиграть, лучше раскрыть, но что сделано, то сделано. Даже в таком виде фильм заставляет сопереживать, заставляет задуматься, заставляет примерить на себя костюмы данных нем героев. Потому, этот фильм хорош. Это полноценная история, настоящее путешествие героев в поисках себя. И мы видим, как эти искания закончились победой. Ведь, побеждает не сильнейший, и даже не самый приспособленный, побеждает тот, кто способен измениться и преодолеть себя, становиться героем тот, кто способен сделать усилие и стать больше, чем просто собой. Но есть ли в этом смысл, если никто Другой не способен это увидеть и оценить?

Кирилл Кладенец
Кирилл Кладенец
Раздели боль:

Добавить комментарий