Сделка Бумбараша

Время от времени в провинциальных театрах ставят спектакль «Бумбараш». Лично я был в нашем ТЮЗе на нём 23 февраля. Странно, что эту максимально антивоенную пьесу приспособили ко Дню Красной Армии, ну да ладно. Может, это такая фига в кармане нашей патриотической риторике. Хотя, вряд ли. В антракте на полном серьезе пригнали солдатиков с офицерами, и они всем давали потрогать стволы своих винтовок и пулеметов. Просто всем плевать, как чиновникам, так и культурным гратоедам. Лишь бы деньги капали. Ну да ладно, речь, в самом деле, не об этом.

Поскольку, оригинальная повесть не была окончена Гайдаром, то действо основано на одноименном фильме. Правда, постановка, отличается намеренной простотой и гротеском. Зелёные вооружены деревянными обрезами, выкрашенными в зеленый цвет, красные с красными ружьями и маузерами. Все одеты намеренно ярко и схематично, одни и те же актеры играют рядовых бойцов всех трех отрядов. Это конечно слегка сбивает восприятие, погружение. Однако, если так подумать, мы имеем дело с ожившим плакатом. А ведь иначе, кроме как плакатным языком, происходящее нормально и не покажешь. Это отражение, скорее не реальности, а того что творилось в головах людей.

Но неужели, я решил просто подрядиться в театральные критики? Отнюдь. Спектакль, в самом деле, неплохой, но довольно проходной, типичный для провинциального репертуара. Во многих мизансценах, актеры откровенно пытаются косплеить сцены из фильма, или же переигрывают. Середина и вовсе слегка провисает. Тот же «Сталин-часовщик» намного сильнее. Но есть одна вещь, которая очень важна. Это арка главного героя, Семёна Бумбараша (кстати, фамилия настолько стала нарицательной, что авторы спектакля называют героя так, словно это его имя). Так вот, он под градом снарядов, пулеметных очередей заключает договор с Высшими силами. «Если выживу, никогда винтовку в руки не возьму». И он четко следует этому принципу, ни разу не свернув с этого пути, хоть и множество раз пожалев. И он в финале оказывается единственным выжившим. Все герои спектакля погибают в сражении друг с другом. Самая сильная сцена «Бумбараша», последняя. Там идет главный герой, не играя на гармони, а надрывая её в немом отчаянии, а следом, идут все остальные, в белых одеждах. Смерть уравняла всех: красных, белых, зеленых, сделав их просто мертвецами. И потом тяжелый темный занавес отделяет Бумбараша от прочих. Только мертвые видели конец войны. Война Бумбараша только начинается.

Важно вот, что. Почему Бумбараш выжил, хоть и потерял всё, подобно Иову. И в отличие от последнего, никто ему этого не вернет, это мир революции, где бог умер. Потому, что он не мог иначе. Договор с Высшими силами заключают не ради собственной выгоды, а потому что иначе просто не могут. Как герои в греческих трагедиях, встав на рельсы, уже не могут с них свернуть. Вся суть трагедии состоит в том, что герой прекрасно понимает, на что идет. Он приносит жертву, потому что кто-то должен это сделать.

Потому не нужно требовать от нас, чтобы мы выбрали сторону, всецело перешли в чей-то штаб. Этого не будет никогда. Это не трусость, это тяжелый внутренний выбор. Намного проще быть с кем-то, на гребне человеческой волны. Быть в стороне, и отыграть свою собственную роль, свою внутреннюю трагедию намного сложнее, больнее, и никакой награды уж точно не будет. Но иного выбора у нас нет.

Кирилл Кладенец
Кирилл Кладенец
Раздели боль:

Добавить комментарий