Лузовые люди

Меня все время удивляла одна штука. Думаю, она повсеместно распространена. В общем, когда я еду до метро на автобусе, мы движемся по такому маршруту: сначала долгая прямая дорога с несколькими перекрестками по пути, затем резкий и очень крутой поворот, сразу после которого автобус паркуется возле метро. Приехали. Так вот, независимо от степени забитости салона люди начинают вставать с сидячих мест до крутого поворота. Три четверти сидячих вскакивают перед поворотом, смешиваются с толпой в проходе, а потом дружно заваливаются. Пассажиры падают друг на друга, мнут ноги себе и окружающим, толкаются. Короче говоря, это явно не лучший момент, чтобы слезть с удобного сидения. И такую картину я наблюдаю каждую поездку. Системно.
Мне кажется, речь идет об импульсивности. Этим людям недостает терпения. Ну пересиди ты этот поворот, потом вставай и иди к выходу, как белый человек. Это примитивная бытовая иллюстрация, но за ней скрывается очень значимая проблема.
Давайте поговорим о терпении. Не о таком терпении, которое необходимо, чтобы достойно выждать очередь в туалет, и не о терпении-смирении в христианском понимании, когда на все беды надо реагировать, подобно Иову. Речь пойдет о том, почему люди не могут дождаться наилучшей возможности, а хватаются за первую попавшуюся.
В психологии существует термин delayed gratification. Отсроченное вознаграждение. То есть, у респондента есть выбор: взять печеньку сейчас или получить три печеньки, но завтра. Существует довольно известное исследование, так называемый «Зефирный эксперимент». Суть в том, что добрый доктор Уолтер Мишел минут на пятнадцать оставлял четырехлетних детей один на один с вкусной, сочной, сладенькой зефиркой и говорил: «Можешь ее, конечно, съесть, но если она доживет до моего возвращения, то я дам тебе аж две зефирки». Самые хитрые дети ложились спать и, таким образом, не мучились искушением. Сама люблю так делать и всем рекомендую, как успешную жизненную тактику.
Потом добрый доктор Мишел нашел тех же детей, когда они уже повзрослели и сравнил их оценки по SAT экзамену. Вы ведь не знаете, что это такое? Scholastic Assessment Test — академический оценочный тест. Что-то типа нашего ЕГЭ для поступления в вузы. Математика, грамматика и работа с текстом. За каждую дисциплину можно получить максимум 800 баллов. Так вот, те дети, которые дождались зефирку, были в среднем на 210 баллов успешнее детей, жадных и импульсивных. То есть, примерно на 10 %. Мелочь, но приятно.
Однако добавьте сюда усидчивость, лучший самоконтроль, толерантность к стрессу и отсутствие вредных привычек. Пьянство, курево, а то и вещества — это бич импульсивных личностей, которые не умеют отказывать себе в малом, ради чего-то большего.
Играете в покер? Я играю. Нетерпение в этой игре наказывается очень жестко. Часто у игроков нет внятного объяснения, почему они взялись играть недостроенной рукой и делают необоснованные коллы. «Инстинкт» — отбрехиваются они. «Мне повезет», «Я контролирую ситуацию», «Надо воспользоваться этой комбинацией». Да-да. А все дело в том, что желание остаться в игре перевешивает желание играть хорошо. Им тяжело сбрасывать руку за рукой. Они чувствуют себя выкинутыми на берег китами-импотентами. А потому цепляются за откровенно метафизический шанс на победу. Вскрытие покажет.
И мне кажется, что люди, которые не могут спокойно проехать поворот перед метро, и люди, не умеющие выжидать в игре, — это одни и те же чуваки. Это под них писали стратагемы №13 и №15.
Господин Рубинштейн считал, что есть три вида действий. Рефлекторные, импульсивные и волевые. Как вы знаете, рефлекторные действия зависят от внешней среды. Я зажгу у вас перед носом Zippo — вы отшатнетесь. А волевые действия — это поступки самосознающей личности, целиком продуманные и осмысленные. Импульсивные действия находятся где-то посередине. Они уже не рефлекторны, но еще не осмысленны. Объективных внешних причин, вроде моей зажигалки, нет. Однако сказывается внутреннее нервное напряжение. Импульсивное действие — это аффективная разрядка. Запомните, дети мои: импульсивные поступки вызваны не целью, а причинами и поводами. Люди вскакивают со своих мест не потому, что так они не опоздают на работу. Они просто не могут усидеть на месте, им нужно снять тревогу видимостью поступка, а не сутью.
Специалисты по кредитам очень любят импульсивных покупателей. Потому что им кажется, что если покупку не сделать ПРЯМО ВОТ СЕЙЧАС, то шанс будет безвозвратно упущен. Должно быть, они верят во все эти скидки, акции и спецпредложения. Они не умеют планировать, их стратегии спотыкаются о первую же провокацию. Будь то халява, возможность выиграть пару копеек денег или пару минут времени, или, как им кажется, удачная идейка, только что возникшая в мутном сознании.
Знала я одного человечка. Он был забавен. Курьер и разнорабочий, он мечтал открыть свой бизнес. Пытался калымить, контрабандой возить белорусскую картошку, потом ему вперилось пойти работать в кремлевскую охрану. И многое другое. В каждую из этих идей он истово верил и скандалил с теми, кто его уверенность не разделял. Он был страшно далек от концепции устойчивого развития.
Особенно тяжело выждать последние дни, часы, секунды, в зависимости от того, сколько вы уже ждали. Фальстарт, когда спортсмены начинают движение до поданного сигнала. Охотники не выдерживают паузу и стреляют раньше, чем толково прицелятся. Полководцы проигрывают, погнав солдат на мнимую брешь, не дождавшись подкрепления. Чем ближе момент Х, тем сильнее дрожат руки и тем больше вероятность срыва. Тем сильнее нервное напряжение. Чем ближе реальная возможность, тем крепче следует держать себя в узде.
Закончим цитатой Александра Покровского: «Нет такого пожара, чтоб не нашлось у тебя пары секунд, во время истечения которых можно было бы поправить себе галстук и кое-что на роже и в душе».

Риалина Магратова
Раздели боль: