Социофобия

Давайте поговорим о социофобии? Хотя это название неверно отражает суть. Это не фобия, поскольку в подавляющем большинстве случаев не провоцирует панические атаки. У меня лепидоптерофобия, как и у Николь Кидман, так что я знаю, о чем говорю. Гораздо логичнее называть это расстройство социальная тревога или социальный стресс. Но, чтобы не перегружать свои пальцы я буду печатать «социофобия», имея в виду социальную тревогу. Договорились?
Начнем с определения. Социофобия заставляет человека нервничать в присутствии других людей и вызывает трудности в установке социальных контактов, причем практически любых. Обычно стресс доходит до такой степени, что человеку оказывается проще вовсе обходиться без контактов с окружающими, либо сведя их к минимуму. Чем дольше длится такое затворничество, тем сильнее социофобия и тем больше утрачиваются навыки общения.
Вот неполный перечень того, как проявляется социофобия:

-Тяжело заводить знакомства. Неумение поддержать беседу с незнакомым человеком. Стремление скорее уйти от общения.
-Критика или насмешки портят настроение сильно и надолго. Самооценка оказывается подвержена влиянию чужих слов.
-Тяжело быть в центре внимания. Неспособность к публичным выступлениям.
-Делать что-либо, когда остальные наблюдают за этим.
-Общаться с людьми старше по рангу или по способностям.
-Простые социальные взаимодействия затрудняются: человек стесняется спросить дорогу или обратиться к консультанту в магазине.
-Сильно подавляется способность говорить на другом языке, особенно непосредственно с иностранцами.
-Сложности в любых отношениях, включая любовь и дружбу.

В запущенных случаях стресс проявляется психосоматически: сердцебиение, дрожь рук или ног, затруднение дыхания, обильное потоотделение. Я знала случаи, когда у человека даже мышечный паралич наступал, могло заклинить шею или лицо. По сути, это обыкновенные симптомы любого страха. Надо только разобраться, почему пациент боится людей так же, как он боялся бы змей или тигров.
Есть другой важный признак социофобии. Все больные осознают, что этот страх надуман, иррационален. То есть, они бы и рады не психовать, просто не получается. Большинство людей, страдающих социофобией стараются скрыть этот факт от других людей, даже от самых близких. И от себя они обычно это тоже скрывают, уверяя, что в их власти в любой момент все переменить.
Hic Rhodus, hic salta, amice.
Впрочем, что нам говорить о том, что всякий порядочный социофоб и так испытывает на своей шкуре. Давайте лучше обсудим возникновение этого расстройства, а там и до лечения доберемся. Так уж получилось, что социофобию отдали довольно неразвитой школе бихевиористов, загнавших ее в рамки своей традиции. Да, когнитивно-поведенческая терапия — это хорошо и славно, но как представительница неофрейдизма я все равно скажу, что все идет из детства.
Разумеется, социофобия формируется под долгосрочным влиянием родителей. Никакая разовая психотравма не объяснит возникновение такого отторжения к людям. Тем более, что у жертв войн и насилия расстройство выглядит иначе, и корректируется тоже по-другому. Социофобия является следствием критичной материнской гиперопеки.
Почти во всех случаях, какие мне попадались, я видела отчужденного, равнодушного отца и мать, обладавшую переизбытком тревожности, любви и критичности сразу. Отец мог быть любым: алкоголиком, тираном, мямлей, нарциссом, неудачником. Это мало меняет дело, поскольку мать выстраивает одностороннюю коммуникацию с ребенком без его участия. Она контролирует каждый поступок ребенка, вмешивается в принятие любых решений, бранит за любое отклонение от ею выбранного пути. У ребенка либо происходит раздвоение мира на публичный, законопослушный для матери и тайный, свободный для себя, либо его воля подавляется и он долгое время сохраняет инфантильные черты.
Ребенок так долго жил под давлением внешних критиков, что, даже если ему удастся вырваться из-под опеки, то все равно в его психике останутся внутренние критики. Внутренний призрак родителей будет неустанно следить за каждым его шагом. Нашептывать: «Ты не справишься. Помнишь, как ты провалился в прошлый раз? Тебе стыдно. Ты не умеешь, не можешь, не будешь».
Задумайтесь, откуда взялось самое распространенное расстройство социофобов — неспособность работать в присутствии других людей? Им кажется, что каждый человек в комнате отложил собственную работу для того, чтобы посмотреть на них. Посмотреть оценивающе, скептически. Как будто это последнее, что им требуется, чтобы убедиться в полной некомпетентности нашего социофоба. Разве не так же когда-то за ним следили родители? Социофоб с трудом избавляется от своих родных родителей, чтобы выйти в мир, населенный тысячами таких же родителей, каждый из который наделен такой властью, что может судить социофоба, убивая его самооценку.
Многим удалось вырваться из лап социофобии, лишь вырвавшись из-под родительского надзора. Психологи отмечают, что социофобия начинает формироваться в период 15-20 лет. То самое время, когда слегка повзрослевший подросток пытается предпринимать первые шаги. Если повезет, ему это удастся, либо сперва будут проблемы, но родители его поддержат. К сожалению, чаще всего эти попытки сопровождаются материнскими истериками: «Вот, ты перестал меня слушаться!» Любые самостоятельные решения упираются в критику, а любые неудачи родители используют для того, чтобы покрепче привязать к себе ребенка.
К чему я все это? Родители не должны определять вашу судьбу. Если они пытаются вмешиваться даже после того, как вы стали самостоятельным рабочим и почти семейным человеком, то от них надо жестко и решительно избавляться. Для всеобщей пользы. Достаточно пары коротких звонков в неделю, и пары личных встреч за месяц. Все сверх того – манипуляция.
Но вернемся к нашим социофобам. От внешних критиков мы, положим, избавились, что делать с внутренними критиками? Как избавиться от навязчивых мыслей о неудаче, позоре и прочем дискомфорте? Во-первых, следует осознать, что уход в изоляцию – худший вариант. Надо хотя бы с кем-то общаться вживую, хоть иногда выходить в магазин за лампочками. Если уважаемый социофоб считает, что сетевое общение вполне заменяет ему реальную коммуникацию с людьми, то я, видимо, вправе считать, что Rainbow six заменяет мне боевую подготовку. Во-вторых, следует взрастить себе здоровый агрессивный эгоизм. Разум социофобов, шизоидный и мазохистский по своей природе, строится на отчуждении, рационализации и жалости. Жалости к себе, конечно же. Неудачи не являются оправданием чего-либо. В этом мире почти никто никого не оправдывает. И не обязывает. В меньшей степени мы зависим от чужих людей и от случайных прохожих. Я могу идти мимо них в грязи и с бутылкой потому, что они – никто. Я никогда не увижу их, тогда какая разница, что за впечатление я оставлю. Главное для меня – получить то, что я хочу. Работу, овацию, качественное обслуживание, сэндвич без майонеза. Может быть, людей с собственными загонами и обсессиями действительно волнует, как я там себя веду, но опыт показал, что моих адекватных боссов волнует только нужный результат за отведенный срок. Все остальное – танцы невротиков.
Посмотрите на эти тезисы. Они реальны и рациональны.

-Нет людей важнее меня. Особенно для меня самой. Если я не в силах разрешить свои проблемы, то мне рано браться за чужие.
-У меня есть право на самовыражение и свободу совести (спасибо конституции РФ), если мне предложат что-то, что мне не нравится, я откажусь. И я не позволю другим людям манипулировать моими поступками, временем, силами и деньгами. Я решаю сама за себя.
-Я не хуже других, а в чем-то и лучше. Зачем мне стесняться себя? Тогда другие никогда не увидят меня настоящую и не полюбят меня настоящую.
-Я не обязана производить благоприятное впечатление на всех подряд. Это не прописано в моей должностной инструкции.
-В этом мире друг за другом следят только невротики. Нормальные люди руководствуются доброжелательным равнодушием с посторонними и искренностью с близкими. Если мне что-то не нравится, я скажу это, иначе наши отношения покатятся к чертям.

У меня есть учебник господина Биика. Пособие по самостоятельному преодолению социофобии. В плане практического применения абсолютно уникальная и полезная вещь.

Читайте и общайтесь.

Риалина Магратова
Раздели боль: