Россия работает на устаревшем движке
Складывается впечатление, что на данном этапе Россия органически противится любым нововведениям. Хорошо и гладко, как раскаленный нож в масло, у нас проходят только запретительные законопроекты. А попытки реально изменить что-то в сложившемся укладе, даже несущественные мелочи, разбиваются о стену глухого сопротивления общества и самой системы.
Простейший пример. Захотел ЦБ ввести новые купюры: 200 и 2000 рублей. Сложно объяснить необходимость в этом шаге чем-то, кроме роста цен и инфляции (чего, как утверждает телевизор, как раз не происходит), но это и неважно. Давайте поглядим, как все реализуется на практике.
Купюры хорошие, красивые, европодобные и вообще напоминают линейку наших сувенирных купюр с Сочи или Крымом.
Это, кстати, первая ошибка дизайнеров, поскольку народ не воспринимает их как реальные деньги. Странный номинал, необычный размер, красивые картинки и бумага — ну сувенир же. Есть даже случаи, когда ушлые граждане перепродавали их коллекционерам дороже номинала. Это в лучшем случае, а то ведь многие воспринимают их как билет банка приколов. Журналисты неоднократно проводили рейды-репортажи, в ходе которых пытались хоть кому-то пристроить новые деньги. От купюры отказываются и контролеры в транспорте, и продавцы в киосках, даже в крупных торговых сетях не берут. Большинство аппаратов для проверки подлинности банкнот вообще не понимают, что это такое сейчас в них сунули.
Ладно, некритично. Можно списать на человеческий фактор и консервативно-недоверчивую натуру россиян. Указанием на системный кризис стало то, что сам ЦБ (и все остальные банки вслед за ним) оказался не готов принимать им же придуманные купюры. Банкоматы отказывались брать новые деньги — потому что под новые деньги нет ячеек. И софт тоже не настроен на их прием. Кстати, то же верно и для кассовых аппаратов в магазинах.
Официально купюры поступили в обращение 12 октября 2017 года. Я пока еще в руках не держала ни одной из них, как и мои знакомые. Я за ними особо и не гонялась, но все же. Сам факт: ЦБ выпускает новые деньги прежде, чем к этому подготовлены люди и оборудование. Почему нельзя было сначала наладить все, а потом уже вбрасывать в обращение? Лишь бы все побыстрее сделать, поскорее отчитаться в конце года — а потом уже, неспешно, приступить к всплывшим косякам.
Честно говоря, я не смогла сразу найти подходящую историческую аналогию. В разные годы в разных странах бывали проблемы с введением новых денег, но до такого идиотизма не доходило. Ближайший аналог — австро-венгерская крона и наши собственные деноминированные в 1998 году рубли (впрочем, там хоть особых технических проблем не возникало).
Символично, что на 2000-рублевой купюре изображен космодром «Восточный». Он тоже недавно фигурировал в новостях. Еще один пример того, что даже на высшем уровне чиновники и специалисты не в состоянии принять что-то новое.
28 ноября 2017 года стартовавшая с космодрома «Восточный» ракета «Союз-2.1б» упала в Атлантику вместе с 19 спутниками на борту. А почему? А потому что она летела со старой калибровкой, которая подходила для «Байконура». А пересчитать цифры под новый космодром как-то позабыли.
А как изящно решили проблему с раздельным сбором мусора? У нас, кстати, с начала года это обязательно и по закону. Сергей Донской, глава Минприроды, без обиняков предупредил: «Давайте не будем никого пугать, подходы могут быть разные, но возможен вариант, когда мусоропроводы придется просто заварить«. Кончится все тем, что мусоропроводы разломают, а отходы как ссыпали в один самосвал, так и будут. Разумеется, среди дополнительных мер стимулирования и принуждения — установка следящих видеокамер. Интересно, деньги на установку и содержание из чьего кармана вынут?
Друг за другом прекрасные начинания утыкаются в то, что Россия работает по-другому, на морально устаревшем движке советской давности. Это и ментальность, и инфраструктура. В подобных условиях постоянные мелкие перестановки и переделки только раздражают и приносят дополнительные операционные расходы, о которых инициаторы, скорее всего, даже не задумывались.
Нет, правящий класс такая ситуация устраивает. Назад к архаике, к магическому мышлению и крепостной зависимости. Возможно, это их механизм защиты от будоражащих массы новых идеологий и альтернатив. Если они боятся бунта — так от него архаика как раз не спасет. Поскольку высвободившаяся жестокость, поджоги частных домов и дорогих иномарок, развешанные на столбах представители режима — это старое-доброе ультранасилие. Самая дремучая и консервативная форма диалога, не скованная никакими европейскими ценностями. Учитывая уровень бытового насилия и обнищания граждан, такой поворот событий ожидает буквально за углом.
Верной дорогой идут товарищи.
