Девелоперы против чистого неба
11 марта в Петербурге градозащитники и астрономы провели акцию протеста напротив Академии наук. Дело в том, что из-за строительства ЖК с издевательским названием «Планетоград» деятельность Пулковской обсерватории может быть прекращена. Очень интересная и показательная история о том, как девелоперы в связке с чиновниками идут на любые ухищрения, чтобы урвать себе побольше землицы.
Но вернемся к прошедшей акции. Организаторы рассказывали прохожим про то, что творится с обсерваторией, говорили о положении дел в РАН, собирали петиции в защиту научного центра, а также выложили надпись «Пулковской обсерватории – тёмное небо». В качестве бонуса можно было попялиться в принесенные телескопы.
История строительства «Планетограда» такая же мутная, как и большинство других в девелоперском бизнесе. Начнем с того, что будущий жилой комплекс находится в границах трехкилометровой защитной парковой зоны Пулковской обсерватории. Это зона с особым режимом, созданная для того, чтобы не мешать астрономам работать, не засвечивать небо. Световое загрязнение в городах очень сильно: дома, фонари, машины — все это закрывает от нас звезды.
Строителей наличие защитной зоны вообще не колебло. Ведь проект взял на себя холдинг Setl Group, владельцем которого является Максим Шубарев. Setl Group исправно входит в тройку лидеров по вводу жилой недвижимости по всей стране, а в Питере стабильно занимает первое место, заметно оттирая конкурентов. Как вы понимаете, в наше время просто уметь класть кирпичи в линию для такого размаха мало — нужно еще кое-что. Например, Setl Group отметилась на строительстве той самой «Зенит-Арены». В то время активную помощь им оказывал Вячеслав Семененко, глава комитета по строительству из Смольного. Характерно, что до того, как стать чиновником, Семененко был заместителем директора Setl Group. А потом бесславно слетел с должности из-за скандала с завышением сметы строительства стадиона и низкого процента исполнения бюджета комитета, после чего вернулся в бизнес-структуры Шубарева.
Семененко, разумеется, не единственный друг Шубарева. Игорь Албин (ранее, хе-хе, Слюняев — но фамилию он пару лет назад сменил), с 2012 по 2014 занимавший пост министра регионального развития Российской Федерации, а потом ставший вице-губернатором Санкт-Петербурга (его все питерцы ненавидят), тоже очень душевно общается с Шубаревым. Он и поспособствовал тому, чтобы правительство Петербурга не только согласовало заявку Setl Group на строительство «Планетограда», но и объявило проект «стратегически важным«. Питерский комитет по инвестициям даже вложился в строительство, подкинув около $140 млн.
И вот возникает идиотская ситуация. Проект запущен, капиталы пришли в движение, строители уже стали укладывать первые кирпичики, а тут возникают астрономы и всякие излишне инициативные общественники, которые тыкают Шубарева и Албина в банальное незнание законов собственного города. В октябре 2016 Пулковская обсерватория уперлась ногами и руками и отказалась согласовывать проект.
И что произошло? Директор обсерватории Назар Ихсанов — внезапно — дал разрешение на застройку от лица обсерватории, заявив, что наблюдениями она якобы вообще почти не занимается. А тут и сама РАН подсуетилась и обозначила, цитирую: «бесперспективность астрономических наблюдений в оптическом диапазоне на территории Пулковской обсерватории«. После чего Пулковской обсерватории было предложено съехать в петушиный угол в кисловодский филиал, где и звезды ярче, и земля пока никому не нужна. Так-то, мы все тебя предали…
Астрономическое сообщество справедливо припухло и от таких Академий, и от таких директоров. Они, во-первых, попытались сбросить Ихсанова с должности (пока не прокатило), а во-вторых, подали на застройщиков в суд. И — еще внезапнее — в конце прошлого года суд признал, что строить нельзя.
Представляете, подводят Setl Group и Смольный грузовик с кирпичами — а им какой-то нелепый районный суд запрещает… Я даже не поверила, что так бывает. Шубарев тоже, видимо, не поверил, поэтому подал апелляцию, которая — сюрприз-сюрприз — тоже была отклонена.
Казалось бы — победа, шампанское, чистое небо. Но Шубарев, видимо, решил, что он что-то делает неправильно и пересмотрел стратегию. В распоряжении Группы ЭРА («Экология рядовой архитектуры») оказался договор и техническое задание на подготовку концепции развития территории вокруг обсерватории. Цель разработки концепции — обоснование изменения границ защитной парковой зоны Пулковской обсерватории. Исполнителем стал ЗАО «Петербургский НИПИГрад» (научно-исследовательский и проектный институт градостроительного проектирования), а заказчиком работ выступило федеральное правительство (!). Власти намерены отменить древнее постановление Совнаркома, которое установило трехкилометровую защитную парковую зону. То есть, прикиньте, федеральное правительство в дуэте с федеральным девелопером вдвоем отжимают землю у одной из крупнейших в мире обсерваторий! И это под медитативные мантры вождя о науке, прогрессе и прочем космизме. Вот они, реальные ценности. Горсть земли им дороже сияния звезд.
Именно из-за этого астрономы и устраивали вчера акцию протеста. Да, они дважды отбились в суде, но теперь ставки слишком высоки. Setl Group не может отступить назад, поскольку в девелоперском бизнесе нет никаких «назад». Это такие финансовые потери, что вы себе вряд ли представляете. Общественники подозревают, что вся эта возня с судами нужна для того, чтобы застройщик закрепился на участке и успел возвести хоть что-то от первой линии домов. Примерно так и происходит. Но если чинуши успеют изменить границы охранной зоны, то суд высшей инстанции, Верховный, вынесет решение в пользу Шубарева.
И для того, чтобы увидеть это, телескоп не нужен.
