Собака-сопротивляка

Роскомнадзор уже неделю ничего не может сделать с Телеграмом. Неудивительно, Дуров и его команда возможно автоматизировали постоянную смену хоста. Стоит заблокировать один, а он уже прописался на каком-то другом. В такую игру можно играть бесконечно, пока у Дурова будет хватать денег на каждую новую регистрацию. А хватит их, полагаю, надолго. Другое дело, это ему самому может однажды надоесть.

Но интересно тут другое. Дуров, объявляя войну Роскомнадзору и российскому государству в целом, сделал это под лозунгом «цифрового сопротивления». Его эскиз в виде то ли вк-шной собаки в капюшоне, то ли кричащего человека Мунка, уже разошелся по русскому сегменту сети, став героем кучи фотожаб и аватарок в соцсетях. Гораздо плачевнее прошла в минувшее воскресенье акция с запущенными самолетиками. Такого количества, как показано в тизере «Майора Грома» явно не было. В самых густонаселенных многоэтажках Москвы, где живет большая часть целевой аудитории Дурова и его детища, этих бумажек набралось от силы несколько десятков. И дело не в том, что реально сочувствующих оказалось не так много. Дело в том, что запуск самолетика предполагает некое реальное действие в реальном мире, в отличие от лайка под протестным постом или установки аватарки. Да, у нас давно сажают за репосты, но их делают и будут продолжать делать. А вот выйти реально на улицу и сделать что-то такое в реальном мире, готово очень малое количество людей.

Дело в страхе, лени, безынициативности? Нет. Просто таковы правила атомизированного общества. Знаем ли мы как зовут соседей по лестничной клетке? Разговаривали мы когда-нибудь с ними? Полагаем ли удобным заговорить с кем-то незнакомым на улице? Скорее всего, нет, правила любого мегаполиса предполагают, что каждый сам по себе. Даже не так, каждый сам в себе. Естественно, что при таком раскладе некая иллюзия общественной жизни уходит из реальности в смартфон, в ту или иную сеть. Тем более, это ничего не стоит. Добавить аватарку, поставить хэштег, даже написать небольшой постик по теме, и вот мы уже часть глобального движения информационного сопротивления. Знаете почему акция Дурова так хорошо зашла? Да потому что рядовому пользователю ради того самого сопротивления вообще ничего не надо делать, даже ставить VPN. Система обхода встроена в мессенджер. Можно продолжать пользоваться и тем самым создавать себе иллюзию участия в движухе. И диванность эта типична для любого оппозиционного движения, будь то либералы, левые или националисты. Это затронуло даже пассионарных исламистов, в телеграмме есть пародийно-юмористический канал «Д///ИХАД», где высмеиваются в том числе и диванные муджахиды.

Знаете, это очень сильно напоминает сборы на благотворительность. Пожертвовал 100 рублей, и вроде ты хороший человек, заботишься о сиротках и инвалидах. Только в этом случае даже жертвовать ничем не надо. Или вот те фейсбучные акции «Je suis Charlie». Вот и сейчас молодежь просто играет в инфантильную игру «Собака-сопротивляка». А потом все удивляются такой политической живучести Путина. Дело не в его каких-то особых талантах. Просто такому разрозненному, инфантильному обществу нужен медиатор. Если угодно бонапарт. С маленькой буквы, как понятие. Согласно классической формулировке, бонапартизм это сплочение враждующих групп правящего класса вокруг некой компромиссной фигуры. Но на деле, этот компромисс выходит далеко за пределы элиты. Это компромисс для всего общества. Тот самый пресловутый вождизм единственный вариант хоть какой-то движухи в атомизированном обществе. Потому что в обществе, где никто не хочет брать ответственность даже за какую-то мелочь, любой, кто готов пойти на это автоматически становится лидером. И дело тут не только в молодежи, этим пронизаны все поколения российского общества, от самых пожилых, что застали СССР, до самых маленьких. Наш патернализм исходит вовсе не из каких-то древних традиций и привычкой быть рабами, нет. Это просто неумение выстраивать хоть какие-то горизонтальные связи. Потому так живуча и непобедима коррупция на всех уровнях. Она – своего рода эрзац тех самых горизонтальных связей. Своего рода их злой раковый двойник. Возьмите наугад любую фирму, неважно частную или государственную, понаблюдайте, как работают люди в офисе. Бывает такое, что они сидят вместе, рядом в большой кабинете, и не обсуждают проблемы! Для этого они звонят некому человеку, которого назначили медиатором, и требуют решения этих проблем от него. Или вот навернулась, например, база данных. Сразу десятки звонков, хотя тот, кто сейчас занимается ее починкой минуту назад сказал об этом соседу звонившего.

Из этого же растет феномен Навального. Я сомневаюсь, что этот человек всерьез предполагает быть неким бонапартом, неким вождем. Он обычный серый политик, мелкотравчатый к тому же. Но он готов стать медиатором для протестующих и это в какой-то момент сделало его чуть ли не единственным вождем несистемной оппозиции. Что смешно, после того как РКН затеял войну с Телеграмом, Навального в роли вождя теперь вполне может потеснить Дуров. Он посимпатичнее, торс хорошо накачан, не то, что пивное пузо Алексея, и главное, ему даже не надо донатить. И на ритуальные митинги ходить. Поставил аватарку, запустил в воскресенье самолетик и все, ты часть великой силы, что зовется русской оппозицией. Просто нынешние успехи Телеграмма в его борьбе с нашим кондовым государством — это личная победа Дурова и его разработчиков, но она не имеет никакого отношения к победе гражданского общества или как ещё любят писать «победе будущего и здравого смысла». Нет. Никакого будущего и смысла не будет, пока вы все будете сопротивляться не пытаясь встать с дивана.

Моя уважаемая коллега Риалина Магратова не так давно писала, что средний россиянин пока не перерос Путина. Но проблема намного шире, средний россиянин не готов брать на себя ответственность за что-либо, готов где-либо числиться, но не готов что-либо делать, оставляя это на откуп кому-то другому. И этот кто-то другой при таком раскладе будет неизменно становиться бонапартом, не лучше и хуже Путина. В итоге мы получаем вечный цикл, бесконечное колесо сансары, полное боли и страданий. Конечно, все происходящее можно списать на то, что мы вечно участвовали в каких-то модернизациях, суперпроектах, рывках в космос, великих экспериментах. В нынешнем веке, мы наконец-то просто хотим пожить спокойно и для себя. Но разве нам дают это сделать? Любой вождь действует по своему усмотрению, и чем больше ему доверяют и чем больше перекладывают ответственности, тем меньше он считается с народом. Как можно считаться и уважать тех, кто не способен к самому простому действию, даже к тому, чтобы иметь какое-то свое мнение? Чтобы жить спокойно, нужно не спать наяву, уходя в миры соцсетей, телевидения, шопинга и т.д. Ведь, если ты спишь, с тобой можно сделать что угодно. Это высшая степень беззащитности. И никто не решит эту проблему за нас. Можно конечно, как в мультфильме «Вовка в Тридевятом царстве» позвать двоих из ларца. Но в итоге они будут за нас ещё и есть. Собственно нынешняя элита это сейчас и делает. И в отличие от Дурова, которому эта затея с постоянным убеганием с хоста на хост может надоесть, им это не надоест. Никогда.

Кирилл Кладенец

Раздели боль: