Паноптикум
Жил-был на свете Иеремия Бентам. Жил он, в основном, в конце 18 века, а был он юристом и социологом, хотя, как мне кажется, всегда лелеял мечту стать то ли архитектором, то ли надсмотрщиком. Что он там напридумывал на ниве утилитаризма — нас не волнует. Мы лучше поговорим о другой потрясающей его додумке — тюрьме типа паноптикум.
Будучи оптимизатором, Бентам хотел создать тюрьму, в которой урезаны лишние расходы на персонал. Для этого он предлагал построить круговое здание, наподобие Колизея, где по краям размещались открытые обозрению камеры заключенных, а в центре — несколько охранников, наблюдавших за происходящим. Или режущиеся в домино, ведь главная фишка паноптикума состояла в том, что заключенный понимал, что он, как на ладони, но не знал, смотрят ли на него в данный момент. Он не видел охранников.
А вот это было реализовать гораздо сложнее. Инженерный гений Бентама подкачал, и он так и не смог придумать идеальную тюрьму, где бы охранники оставались вне поля зрения заключенных.
Самым известным построенным паноптикумом является кубинский Пресидио Модело. Там еще сидел Фидель Кастро. И весело махал надзирателям, которые тоже очутились на публике, разве что в них впивалось еще больше злых глаз.
А знаете, что надо было изменить? Да всего-то одну крохотную деталь. Вместо реальных клеток по стенам должны быть экраны с прямой онлайн-трансляцией. Одного человека достаточно, чтобы контролировать современный, технологичный паноптикум. Или, давайте сделаем лучше, в комнате надзирателя вообще никого нет. Пусто. Но никто этого не видит, поскольку надзиратель впервые укрылся от назойливых взглядов каторжников. И в этих условиях вообще нет никакой разницы между тем, сидят ли там сто операторов или ни одного.
Миллиарды цифровых клеток, за которыми никто не наблюдает. Да и не надо уже, поскольку заключенные сами себя сводят иллюзиями о слежке.
Бог покинул пульт управления и пьет облачный чай. А мы думаем, что за нами кто-то присматривает. И одна лишь эта мысль делает нас лучше, а осанку прямее.
