Обреченные реформы

За последние несколько дней я перелопатила немало новостей, критикующих грядущую реформу образования, хотя та даже пока не началась. Достается и существующему устройству образовательной сферы: эксперты настолько единодушно подчеркивают отупляющий характер школьного обучения, что без конспирологических теорий происходящее никак не объяснить.

Дошло до того, что взбунтовались даже квасные ресурсы, которые традиционно хотят, «как лучше». Они думают, что сферу образования оккупировала пятая колонна, некие либерасты-западники, пытающиеся уложить гениальную советскую методику в прокрустово ложе болонской системы. Квасные патриоты любят полагаться на доброго царя или вождя, который сердобольно опекает каждого из них. Им кажется, будто Путин просто не в курсе, что творят его либеральные министры. Стоит лишь открыть ему глаза на предательскую сущность этих чиновников, как он их сразу расстреляет и назначит на их место нормальных великодержавных почвенников. Им невдомек, что власть — это гидра, у которой много голов, но все они объединены в цельный корпус. Главная движущая сила бюрократического аппарата — властолюбие и жадность.

А образование — это такая сложная и противоречивая штука, палка о двух концах. С одной стороны, мы видели, как от результаты тестов напрямую коррелируют с уровнем ВВП в стране. То есть, образованные граждане, квалифицированные специалисты им все-таки нужны. Исключительно потому, что приходится конкурировать с более продвинутыми державами, иначе бы нас так и держали за скотов и крепостных. С другой стороны, образование порождает индивидуалистов, которые по одиночке огрызаются, а в больших количествах могут и дел натворить.

Квасные патриоты ругают реформу образования, за то, что она копирует западные образцы. Это как раз позитивный момент, поскольку советская образовательная система действительно неадекватна по отношению к текущим реалиям. Всесторонние эрудиты с квадратно-гнездовым образом мысли проигрывают поверхностным креативщикам, азартным и умеющим принимать самостоятельные решения. Нам, людям, больше не нужно держать в голове столько бесполезных знаний, когда они все есть под рукой в мобильных библиотеках. Гораздо важнее развивать системное мышление, чем накачивать детей бессвязными кусками знаний. Гораздо важнее воспитывать энтузиазм и дух первооткрывательства, чем умение с открытым ртом слушать(ся) представителей взрослого мира. Вы должны уловить главную мысль: проблема современного образования не в том, что оно плохое или неправильное, а в том, что оно порождает неравенство. При всех недостатках у советского образования присутствовало величайшее достоинство: оно было всеобщим и единым. Слабых учеников было принято выучивать, а не собирать в один класс и пускать их обучение на самотек.

Первое время я училась в классе-коррекции, где под одной крышой собрали детей из неблагополучных семей, хулиганов, будущих зэков, а заодно всунули аутистов и умственно отсталых. И я могу сказать, что они не были тупы. Они были заброшены. На них болта забили, признали необучаемыми — и все. Вспомните, что величайшей правительницей Англии стала Королева Елизавета I. Не потому, что она была гениальной правительницей, а потому что ее с самого начала на эту роль готовили лучшие умы Кембриджа, молодые, свободно мыслящие учёные, приверженцы Реформации. В итоге она не только подняла Англию, но и экономически обескровила Испанию, запустив начало ее мучительного превращения во второразрядную державу. При должном обучении любой из вас справился бы не хуже.

Проблема образования в России лежит глубже, чем могут дотянуться любые реформы. Власти сами не хотят, чтобы всякий из вас имел такое же образование, как их сынки. Радует лишь то, что дети наших временщиков почти поголовно отмечены печатью вырождения и вряд ли удержат отцовскую власть. А вот в той же Британии — все не так. Там очень четкое разделение на лордов и не лордов, идущее из глубины веков.

Как же власти добиваются интеллектуального неравенства? Через финансирование школ, когда одни получают все, другие — карту мира, на которой еще не открыли Америку. У первых школ свои источники финансирования, ни разу не муниципальные, зато они позволяют привлекать наиболее компетентных учителей. А остальные учителя, будем честны, это неудачники или дурни. Иногда попадаются педагоги старой закалки (все реже в силу возраста) или молодые идеалисты (которые не выдерживают в общеобразовательной школе больше пары лет). Тут какую программу ни подбирай — это ничего не изменит, пока не искоренен наплевательский подход к заранее списанным в социальный утиль детям.

Мы не инновационная страна, у нас образование, как в классическом переферийном государстве, являющемся сырьевым придатком. Уровень образования должен поддерживаться на том пределе, когда некоторые люди способны оперировать иностранной техникой для бурения (которую они не умеют производить), другие люди должны медийно и финансово обслуживать интересы олигархии (это я), а остальные — пролы, которые должны жрать, спать, смотреть телек, брать кредиты и голосовать.

И еще один момент. Само по себе образование не гарантирует зарождения гражданского самосознания. Нужны культура, история, иностранные языки — все те области, которые у нас угроблены сильнее других. Без понятия о гуманизме вся эта ученость будет без проблем делать «ФАУ-2» и радоваться комфортным условиям существования за счет эксплуатации других слоев населения.

Не надо нам реформ, не надо демократии, не надо духовности. Дайте детям равное образование, интегрируйте их в общечеловеческую культуру, и они сами быстро поймут, что разговоры о свободах и скрепах — суть табачный дым в лицо.

Риалина Магратова
Раздели боль: